Какая вязкость у масла тад 17. Расшифровка обозначений масла

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Механические КПП, трансмиссионные узлы и общетехнические металлоконструкции, работающие в режиме трения, нуждаются в непременной защите, которая гарантируется смазкой функциональных модулей. Общедоступными среди бюджетных и квалитативных смазочных эмульсий, применяемых в промышленности, являются масла с маркировкой ТАД-17. Зачастую масло ТАД-17 и сельхозтехнике отечественного производителя, однако, его эксплуатационная гибкость и рейтинг качества позволяют использовать продукт более многофункционально и разнообразно. Рассмотрим в этой статье технические характеристики нефтепродукта, его рабочие показатели, а также возможные области использования, опираясь на его качественные и эксплуатационные свойства.

Трансмиссионное масло ТАД-17 производится по ГОСТу.

Характеристики продукта

Трансмиссионное масло ТАД-17 – продукт, который относится к смазочным эмульсиям, активно применяемым в автомобильной промышленности. Техническим назначением всех без исключения трансмиссионных жидкостей являются антиизносные показатели. В зависимости от степени этих особенностей обеспечивается минимизация изнашивания металлических конструкций, контактирующих между собой в процессе эксплуатации транспортных средств. Трансмиссионные узлы и агрегаты функционируют в режиме высоких скоростей, перепадов температур, что без смазочной жидкости спровоцирует сваривание деталей и их деформацию в точках соприкосновения металлических механизмов под действием силы трения и вращения. Масла обеспечивают деталям , которая обволакивает их и создаёт защитную плёнку на поверхности, что продлевает жизнь деталям, работающим в интенсивных условиях.

По техническим характеристикам трансмиссионные эмульсии распределяются на несколько категорий, в зависимости от ранга которых и определяются сфера использования продукта и его эксплуатационные критерии. Масло ТАД-17 причисляется к наивысшей, пятой категории смазочных жидкостей, согласно номенклатуре стран СНГ, что позволяет использовать нефтепродукт во всех сферах автомобильной и машиностроительной отраслей, а также на всех общепромышленных производствах. На сегодня завод изготовитель производит этот продукт под маркировкой ТАД-17и. Интерпретируется аббревиатура следующим образом: «Т» – транспортное, «А» – автомобильное, «Д» – дистиллятное масло, «и» – с использованием композиционных присадок.

Масло ТАД-17 изготавливается согласно стандартам ГОСТ, маркируется как ТМ-5–18, где ТМ – это сокращение словосочетания «транспортное масло», число пять идентифицирует категорию, к которой причисляется продукт, а восемнадцать – передаточное .

Рабочие свойства нефтепродукта

Производственные критерии масла ТАД-17и принято специфицировать в соответствии SAE – сообществом автомобильных инженеров, которое интегрирует смазочную продукцию по вязкости. Согласно технической документации по SAE индекс вязкости товара отмечается шифром 85W-90, а по критерию API кодом GL-5. Эти критерии свидетельствуют о рабочей термической амплитуде продукта. Рабочая температура, при которой масло может эксплуатироваться, варьируется от двадцати пяти градусов со знаком минус до ста сорока с плюсом.

Заводом изготовителем и потребителями масла ТАД-17 отмечаются такие его функциональные показатели:

  1. Повышение износостойкости деталей и узлов машин, функционирующих в режиме перепадов температур и трения.
  2. Высокие антикоррозийные критерии, что повышает устойчивость механизмов к ржавчине.
  3. Предотвращение формирования зазубрин на деталях и трансформаций транспортных металлоконструкций, что снижает фактор «заедания» устройств.
  4. при работе агрегатов.
  5. Термостойкость и предотвращение пенообразования при интенсивной работе транспорта.
  6. Высокие показатели отвода тепла при интенсивном трении, которое характеризуется высокими температурами.
  7. Высокие смазочные критерии.

Масло ТАД-17 используется с целью надёжной защиты транспортных узлов, а также продления их периода эксплуатации. Согласно инструкции, период службы смазочной жидкости исчисляется пробегом транспортного средства, варьируется от шестидесяти до восьмидесяти тысяч километров. Продаётся практически во всех автомагазинах в ёмкостях различного объёма, может также реализовываться на разлив.

Из чего производится

Трансмиссионная жидкость ТАД-17 изготавливается на базе минеральных компонентов. Его основой является мазут, из которого путём выборочной перегонки выделяют дистиллятные компоненты смазки. Кроме этого, в состав входят остаточные ингредиенты и , благодаря которым продукт обладает высокими качественными показателями. Производительность и эксплуатационные критерии нефтепродукта повышаются благодаря добавлению в него противопенных и депрессорных присадок, фосфорных и содержащих серу ингредиентов.

Сфера использования

Универсальность смазочной жидкости и многофункциональные характеристики позволяют использовать её в разнообразных сферах промышленности. Если говорить об автомобильной сфере, то масло ТАД-17 используют с целью смазывания узлов и системных конструкций, которые работают в механизированном режиме. Наиболее распространённым считается применение масла для заливки в механические КПП транспортных средств, смазки трансмиссионных узлов, как автомобилей, так и техники сельскохозяйственного назначения. Так как масло ТАД-17 ТМ-5–18 характеризуется высоким противоизносным коэффициентом и достойным индексом вязкости, это позволяет продлить период пригодности деталей, зубьев и шестерней трансмиссий, которые работают в интенсивных условиях под воздействием высоких температур.

Смазочная жидкость пригодна для обработки деталей разнообразных категорий, доказана её рентабельность при смазке передач цилиндрической, конической, спиральной, червячной и гипоидной модификаций. Кроме этого, смазки предназначены для предохранения механических конструкций промышленного оборудования, к которым относятся заводские станки и приспособления с механическим управлением, иногда ТАД-17 используется даже в электрическом промышленном оборудовании, если это допускается особенностями техники.

Подведём итоги

Трансмиссионный автомобильный дистиллятный нефтепродукт – это смазочное вещество, которое имеет отличные характеристики качества, относится к смазкам высшей категории среди минеральных продуктов этого класса, активно применяется в промышленности. Согласно отзывам автомехаников и владельцев транспортных средств, масло характеризуется отличной соразмерностью цены и качества. При использовании масла важно изучить инструкцию к продукту, а также сопоставить её с техническими требованиями по смазочной жидкости к оборудованию, в которое предусматривается покупка смазки.

Трансмиссионное масло ТАД-17 – яркий представитель российских трансмиссионных масел. Широкая сфера его применения при доступности порождает логичный интерес в кругах автомобилистов.

Ниже разберемся детально, что собой представляет масло ТАД-17, где оно применяется, а также каким импортным стандартам соответствует.

Технические характеристики ТАД-17

Если обратиться к технической документации, то формулировка ТАД-17 считается устаревшей. Сегодня она заменена более новой, ТМ-8-15, предусмотренной ГОСТ 17479.2-85. Хотя в химическом составе и требованиях к рабочим характеристикам изменений не произошло.

Вязкость ТАД-17 по ГОСТ 17479.2-85

Государственный стандарт предусматривает широкое исследование смазочных материалов. Однако большинство из полученных при исследованиях характеристик применяется узко и практически никак не отражается на реальных рабочих статистиках. Разберем только основные технические характеристики ТАД-17.

  1. Базовое масло. В качестве основы для ТАД-17 (ТМ-8-15) использована высокоочищенная минеральная база с малым содержанием сернистых включений.
  2. Присадки. Это трансмиссионное масло модифицировано стандартным пакетом присадок для смазок подобного уровня. Противопенные, антиокислительные, противозадирные и загущающие добавки придают относительно простой минеральной базе высокие эксплуатационные качества.
  3. Вязкость. Кинематическая вязкость ТАД-17 исследуется при температуре 100 °C, то есть при рабочей температуре тяжело нагруженного узла трансмиссии. У ТАД-17 это параметр находится в пределах от 14 до 25 сСт. Большинство производителей этого масла придерживаются показателя 17-18 сСт при 100 °C, что отражается в названии смазки.
  4. Индекс вязкости . ГОСТ требует удерживать индекс вязкости для ТАД-17 на уровне не ниже 100 единиц. Современные технологии получения минеральной базы и эффективные депрессорные присадки позволяют без проблем получать требуемый показатель.
  5. Температура вспышки. При нагревании в открытом тигле рассматриваемое масло воспламеняется не раньше, чем после достижения температуры +200 °C. Это высокий показатель для минерального смазочного материала.
  6. Температура застывания . Смазка теряет текучесть и становится пластичной не раньше, чем температура опускается до –25 °C. Для использования в условиях крайнего севера это масло не подходит.
  7. Плотность. Один литр смазки ТАД-17 весит 907 (+–1%) грамм. Средний показатель для смазочных материалов, созданных на минеральной базе.

Как показали результаты независимых исследований, сегодня характеристики ТАД-17 значительно превосходят минимальные требования, установленные ГОСТом.

Чем отличается ТАД-17 от ТАД-17И

На рынке сегодня продаются трансмиссионные масла ТАД-17 и ТАД-17И. Отличия между ними несущественные, но они есть. Чтобы понять, в чем заключатся эти различия, обратимся к расшифровке обозначения этих смазок.

Расшифровывается ТАД-17 следующим образом:

  • Т – для узлов трансмиссии;
  • А – автомобильное;
  • Д – с увеличенным сроком службы;
  • 17 – средняя вязкость при рабочей температуре.

По умолчанию в масле используется пакет присадок, разработанный и выпущенный российскими предприятиями. Буква «И» в версии продукта ТАД-17И обозначает, что в качестве модифицирующих добавок использованы импортные компоненты.

Однако на рабочих характеристиках ТАД-17И эта особенность практически никак не сказывается. Касаемо простых масел российские производители присадок не уступают зарубежным.

Не будет большой ошибкой сказать, что в эксплуатационном плане ТАД-17И – это полный аналог масла ТАД-17 с единственной разницей в стране производства модифицирующих компонентов.

Область применения

Область применения масла ТАД-17 сегодня ограничивается не только коробками передач, мостами и раздатками в отечественной технике.

Эта смазка успешно применяется и во многих зарубежных транспортных средствах, сельскохозяйственной и специальной технике, съемном навесном оборудовании и некоторых стационарных установках, где осуществляется преобразование крутящего момента посредством зубчатых передач (например, в редукторах различных установок).

Область применения в общем случае ограничивается классом по ГОСТ. Смазка относится к категории ТМ-5.

Это означает, что она может применяться для следующих типов передач:

  • цилиндрические прямозубые передачи с любым профилем зуба;
  • конические передачи, в том числе работающие под углами, отличными от 90° и со смещением осей вращения;
  • шевронные зацепления;
  • червячные передачи;
  • цилиндрически-конические кинематические пары;
  • гипоидные передачи, функционирующие с большими контактными нагрузками.

Максимальная контактная нагрузка не должна превышать 3000 МПа. Для более нагруженных передач это масло не подходит, так как защитная пленка будет выдавливаться из пятна контакта.

валы МКПП с различными вариантами зубчатых зацеплений

Куда заливают ТАД-17? Область применения этого масла очень широка. Оно одинаково хорошо подходит как для устаревших узлов трансмиссии, так и для относительно новых.

Класс ТМ-5 позволяет успешно его использовать в ведущих мостах и механических коробках передач легковых авто отечественного производства. Многие использую эту смазку в редукторах лебедок, навесного оборудования сельскохозяйственной и строительной техники, приводах различного стационарного оборудования.

Перед заливкой в коробку передач легкового авто важно ознакомиться с инструкцией по его эксплуатации. В некоторые коробки это масло не подходит из-за возможного проскальзывания синхронизаторов и их ускоренного истирания.

Аналогов ТАД-17 на самом деле очень много. Перечислять их все нет смысла. Достаточно просто разобраться в обозначении по ГОСТ и интерпретировать его на западный манер.

Аналог ТАД-17И и ТАД-17 по классификации американского института нефти – это масла категории GL-5.

Они не на 100% совпадают по всем показателям. Однако требования к ключевым параметрам, таким как вязкость, противоизносные, противозадирные и антипенные свойства, температура застывания и типы совместимых для работы передач у них одинаковы. А это позволяет использовать рассматриваемое масло в узлах, где допустима заливка GL-5.

Для классификатора по SAE масло больше всего подходит под стандарт SAE 80W90. Для узла трансмиссии, где допустимо использование смазки вязкостью 80W90, можно применять ТАД-17И или ТАД-17.

В трансмиссии импортных авто рассматриваемое масло стоит использовать осторожно. И желательно менять его несколько чаще.

По заверениям производителей, смазка может без проблем работать на протяжении 60 тысяч км пробега. Для коробок импортных авто предпочтительнее сократить срок замены на 10-20 тысяч.

Иногда можно встретить вопрос плана: что лучше, ТАД-17 или нигрол? Ответа на такой вопрос быть не может, так как он некорректен. Это две разные смазки. И если брать в сравнение с каким-то другим маслом, то это скорее будет ТЭП-15.

У нигрола гораздо выше кинематическая вязкость при рабочей температуре (от 20 до 35 сСт в зависимости от того, зимний или летний вариант рассматривать). А это уже определяет нигрол в другую область применения.

Отечественные производители ТАД-17 и отзывы автомобилистов

Сегодня формулировка ТАД-17 практически вышла из обихода, так как сменился ГОСТ, а также потому, что автомобилисты в массе знакомы в основном со стандартами API и SAE. Кратко ознакомимся с некоторыми российскими аналогами ТАД-17:

Специально созданы для применения в механических коробках передач, системах ручного управления, ведущих мостах и раздаточных коробках. Автомобильный рынок предлагает широкий ассортимент продукции. В статье рассматривается масло трансмиссионное Тад 17: характеристики, применение, отзывы автовладельцев.

[ Скрыть ]

Предназначение

Детали в трансмиссии работают в постоянном трении между собой на высокой скорости. Зубья в шестеренчатой передаче испытывают очень высокое давление, поэтому при выдавливании смазки из зоны зацепления шестерен растет риск повреждения зубьев и увеличивается износ соприкасающихся деталей.

Таким образом, главное назначение трансмиссионных масел – создание прочной смазывающей пленки, которая выдерживает большие нагрузки, создающиеся при трении деталей. Они используются при высоких давлениях, в широком диапазоне температур и высоких скоростях скольжения.

Универсальное всесезонное минеральное ТАД-17и используется для смазки конических, цилиндрических, червячных, спирально-конических, гипоидных передач, испытывающих высокие нагрузки на автомобильном, тракторном, электрическом транспорте, а также на промышленном оборудовании. Номенклатура смазки ТАД-17и расшифровывается следующим образом:

  • Т – трансмиссионное;
  • А — автомобильное;
  • Д — дистиллятное;
  • и – в составе используется комплексная присадка.

ТАД-17и создано на минеральной основе с добавлением различных функциональных присадок. Кроме остаточных, оно содержит и дистиллятные масла, которые получены путем фракционной перегонки мазута. Состав смазки способствует образованию смазывающей пленки, которая дает возможность бесперебойно работать трансмиссии при высоких нагрузках и защищает соприкасающиеся детали от преждевременного износа.

Характеристики

Специфика применения трансмиссионных жидкостей предъявляет к ним особые требования. Они должны иметь высокие противоизносные характеристики, позволяющие снизить износ поверхностей контактирующих деталей, увеличивая срок их службы. Благодаря противозадирным свойствам, уменьшается задирание и сваривание деталей в местах их соприкосновения.

По эксплуатационным характеристикам смазки для трансмиссий подразделяются на группы. При определении качества учитываются особенности конструкции трансмиссий, степень нагрузки и условия работы зубчатых передач. В странах СНГ существует 5 групп. Чем выше номер группы, тем выше эксплуатационные качества смазки. Тад 17 относится к пятой группе. В соответствии с ГОСТ 17479.2-85, оно обозначается ТМ-5-18, где ТМ означает трансмиссионное масло, 5 – группу, 18 – вязкость.

По спецификации SAE масло Тад 17и маркируется как 85W-90, а по API — GL-5. Диапазон температур его применения находится в пределах от -25 градусов до 130-140 градусов. Климатическая вязкость при 100 градусах составляет 17, 5. Менять смазку следует через 60-80 тысяч километров пробега.

Трансмиссионное масло Тад 17и имеет следующие свойства:

  • повышает износостойкость контактирующих деталей;
  • предохраняет от заедания, питтинга;
  • защищает от коррозии;
  • отводит тепло от поверхности при трении;
  • снижает шум от работы трансмиссии;
  • не вспенивается;
  • термоустойчиво;
  • имеет отличные смазывающие характеристики.

Применение ТАД17и позволяет обеспечить надежную работу деталей коробок передач и продлевает срок их эксплуатации. Распространяется в емкостях различного объема, а также наливом.


Расфасовка в канистрах разного объема

Масло ТАД 17 оптимально для применения в МКПП. Смазка позволяет раздаточным коробкам и ведущим мостам корректно функционировать.

Сегодня производители предоставляют водителям большой выбор нефтепродуктов для трансмиссии. Среди них масло трансмиссионное ТАД пользуется особой популярностью.

Сфера использования

Коробка переключения передач заключает в себе запчасти, находящиеся в беспрерывном движении. Детали взаимодействуют друг с другом. На зубцы, которыми оснащена КПП, воздействует большое давление. Если смазочная жидкость выдавится из области соприкосновения шестеренок, то зубцы могут деформироваться. При отсутствии высококачественного автомасла запчасти износ запчастей усиливается.

При выборе масляной жидкости нужно внимательным образом ознакомиться с ее техническими характеристиками. Качественный нефтепродукт формирует тонкую пленочку на соприкасающихся деталях, которая весьма прочна. Пленочка эффективно защищает агрегат при его эксплуатации.

Сейчас для смазывания коробки передач множество автомобилистов заливает в агрегат трансмиссионную жидкость ТАД-17. Данный расходник, предназначающийся для КПП, считается универсальным автомаслом. Смазка ТАД-17 заливается в такие трансмиссии:

  • конически-спиральные;
  • цилиндровые;
  • червячные;
  • гипоидные;
  • конические.

КПП переносят высокие нагрузки. Использование смазочной жидкости позволяет агрегату правильно функционировать. Смазку трансмиссионную ТАД 17 возможно лить в производственное оснащение, машины, трактора.


Состав автомобильных масел

Изготавливают ее путем смешивания остаточных элементов и дистиллятов. В автомасло добавляют депрессорные, фосфоросеросодержащие компоненты. Как раз поэтому ТАД-17 имеет такие высокие технические характеристики. Дистилляты изготавливают, перегоняя мазут фракционным методом. Противопенные присадки увеличивают эксплуатационные показатели нефтепродукта.

ТАД-17 соответствует ГОСТ 23652-79. Там содержится подробное описание свойств нефтепродукта. Вязкостный класс масла – восемнадцатый. Куда данная смазка относится по спецификации API? Она причисляется к категории GL-5. Минимальный температурный предел составляет минус двадцать пять градусов, максимальный – плюс сто сорок. Заменять расходник требуется раз в 80 тысяч километров.

Эксплуатационные показатели

В высококачественной смазке не должно иметься механических примесей. Концентрация серных элементов в ТАД-17 равна 2-2,4 процентам. Зольность составляет три десятых процента. Температура вспыхивания в открытом тигле равняется 200 градусам.

Ввиду того что данный нефтепродукт причисляется к расходникам для трансмиссии, к его свойствам выдвигаются особенные требования. Он должен значительно уменьшать изнашивание запчастей, предотвращать их сваривание в участках соприкосновения.


Масляная жидкость ТАД-17

Эксплуатационный период агрегата при применении автомасла ТАД-17 намного увеличивается. Обусловлено это противозадирными добавками, содержащимися в расходнике.

Соответственно с классификацией SAE, разделяющей масла по вязкости, ТАД-17 причисляется к 85W-90. Это термостойкий нефтепродукт, значительно уменьшающий шумность функционирования агрегата. Смазка не подвержена вспениванию, обеспечивает отличную защиту трансмиссионных запчастей от коррозийного воздействия. Ее можно спокойно заливать как в новые транспортные средства, так и в машины, имеющие немалый пробег.

Смена трансмиссионного автомасла

Менять смазочную жидкость в КПП необходимо с периодичностью, прописанной в эксплуатационном руководстве. Кроме того, необходимо учесть рекомендации автоизготовителя, указанные в сервисной книжке.

Замена трансмиссионного расходника осуществляется не так часто, как смена моторной смазки. В КПП можно лить минералку, однако обыкновенно применяются универсальные либо синтетические нефтепродукты.

Перед тем, как лить новое масло, нужно узнать, какая смазка уже залита в трансмиссионный агрегат. Впрочем, всегда можно использовать импортные аналоги ТАД-17, имеющие высокие показатели эксплуатации.

Помните, что если нефтепродукт стал плохо пахнуть, проще говоря, вонять, его нужно заменить. Запах гари свидетельствует об исчерпании эксплуатационного ресурса. Резкое изменение цвета также является признаком того, что расходник требуется поменять. Не откладывайте замену на потом, в противном случае в автомобиле могут возникнуть разнообразные неполадки.

→ ТАД-17 (ТМ-5-18)

Масло трансмиссионное ТАД-17 (ТМ-5-18)

Масло ТАД 17 является универсальным минеральным продуктом, которое используется для смазывания широкого списка агрегатов и узлов. Получается с применением многофункциональной присадки, которая содержит серу, фософор, а также присадок депрессорной и антипенной. Эти присадки позволяют придать ТАД 17 особые свойства, которые позволяют его использовать с высокой эффективностью в большом ряде случаев. Универсальность этого смазочного материала обусловлена тем, что он имеет особые свойства, придаваемые ему присадками, а также особую структуру, которая отличается от других масел подобного типа.

Применение масла ТАД-17 (ТМ-5-18)

Масло ТАДиспользуется как основной смазочный материал для всех типов передач, включая и гипоидные. Спектр использования этого масла очень широк - от автомобилей, до передач и подобных узлов и агрегатов крупной промышленной техники. Мы уде упоминали о большой эффективности этого масла, которое отличается высокой сопротивляемости депрессии и препятствует возникновению пены. Использование масла ТАД-17 даст вам возможность продлить работу узлов вашего оборудования и сделать их работу максимально оптимальной.

Трансмиссионное масло ТАД 17, которое также имеет маркировку ТМ-5-18, вы можете приобрести в нашей компании. Мы можем сказать, что наша компания « Урал-Куб» отличается большим опытом работы в данной сфере. Основная наша задача - это выгодное сотрудничество с клиентами, которым мы предлагаем товар высокого качества, отвечающий всем основным требованиям и стандартам.

Масло ТАД-17 мы реализуем с фасовкой несколькими формами:

— металлическая бочка 216,5 литров

— полиэтиленовая бочка 227 литров

— евроканистра 5, 10, 20, 50 литров

— тара клиента

Трансмиссионное масло ТАД-17 (ТМ-5-18) отвечает стандартам ТУ 38.301-04-13-96

Технические характеристики ТАД-17 ( ТМ-5-18 )

Наименование показателя Норма по ГОСТ ( ТУ)
Плотность при 20°С, г/куб. см, не более 0,910
Вязкость кинематическая, кв. мм/с:

при 100°С
14,0-15,5

при 50°С 110-120
Индекс вязкости, не менее 95
Массовая доля, %, не более:

механических примесей 0,01

воды следы
Температура, °С:

вспышки в открытом тигле, не ниже 190

застывания, не выше -28
Испытание на коррозию в течение 3 ч на пластинках из меди при 120°С, баллы, не более
Термоокислительная стабильность:
увеличение вязкости при 50°С, % не более 100
осадок в петролейном эфире, % не более 3
осадок в бензине, % не более 2
Склонность к пенообразованию, куб. см, не более:
при 24°С 50
при 94°С 50
при 24°С после испытания при 94°С 50
Зольность, %, не более 0,3
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине трения:
индекс задира, Н, не менее 58
3685
показатель износа при 20°С в течение 1 ч и осевой нагрузке 392 Н, мм, не более 0,4
Цвет на колориметре ЦНТ с разбавлением в соотношении 15:85, ед. ЦНТ, не более 5
Массовая доля активных элементов, %, не менее:

фосфор
0,08

сера 1,5
Совместимость с резиной марки УИМ (изменение объема), % 1-6
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Лучшее масло для шевроле-круз Лучшее масло для шевроле-круз Моторное масло toyota sn 5w30 Моторное масло toyota sn 5w30 Лада Веста седан или Хендай Солярис, что купить? Лада Веста седан или Хендай Солярис, что купить?