Грузовые марки и грузовая шкала судна. Грузовая марка Марки углубления судна

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

    - (Load line, plimsoll mark) на морских транспортных судах показывает ту предельную осадку, на которую данное судно может грузиться в зависимости от времени года и района плавания. Г. М. представляет собой так называемый диск Плимсолля, который на… … Морской словарь

    Знак (ряд горизонтальных линий) на обоих бортах судна в середине его длины, показывающий предельно допустимое погружение судна в зависимости от времени года и района плавания … Большой Энциклопедический словарь

    ГРУЗОВАЯ МАРКА Юридическая энциклопедия

    Знак предельной осадки, наносимый на обоих бортах мор. судна в середине его длины. Положение Г. м. по высоте определяется размером установл. правилами миним. надводного борта, к рый зависит от назначения, размеров и архит. конструктивных… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Ватерлиния (нидерл. waterlinie) линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Ватерлиния определяется формой судна, его средней плотностью, а также степенью волнения воды в данном бассейне. Грузовая марка Грузовая … Википедия

    Знак предельной осадки, наносимый на обоих бортах морского судна в середине его длины. Г. м. изображают в виде круга, пересечённого по центру горизонтальной линией, которая показывает наибольшую допустимую осадку судна в морской воде (в… … Большая советская энциклопедия

    ГРУЗОВАЯ МАРКА - Особые знаки, которые наносятся на каждый борт торговых судов около его середины и указывают предельную осадку. Грузовая марка впервые была введена в 1876 году в Англии по предложению члена парламента Самуэля Плимсоля для предотвращения гибели… … Морской энциклопедический справочник

    Знак (ряд горизонтальных линий) на обоих бортах судна в середине его длины, показывающий предельно допустимое погружение судна в зависимости от времени года и района плавания. * * * ГРУЗОВАЯ МАРКА ГРУЗОВАЯ МАРКА, знак (ряд горизонтальных линий)… … Энциклопедический словарь

    ГРУЗОВАЯ МАРКА - (LOAD MARK) знак, наносимый на обоих бортах морских судов для обозначения минимальной высоты надводного борта, которую может иметь данное судно при разл. условиях плавания. Г.м. представляет собой круг диаметром 305 мм, пересеченный… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

    Знак (ряд горизонтальных линий), наносимых на обоих бортах морского судна; обозначает минимальную высоту надводного борта, которую может иметь данное судно при различных условиях плавания … Энциклопедический словарь экономики и права

Положения о грузовой марке разработаны на основе Международной кон­венции о грузовой марке 1966 года. Положения о грузовой марке применяются к каждому судну, которому назначен минимальный надводный борт.

Надводный борт — расстояние, измеренное по вертикали у борта на сере­дине длины судна от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответ­ствующей грузовой марки.

Палуба надводного борта — это самая верхняя непрерывная, не защищенная от воздействия моря и погоды палуба, которая имеет постоянные средства за­крытия всех отверстий на ее открытых частях и ниже которой все отверстия в бортах судна снабжены постоянными средствами для водонепроницаемого за­крытия.

Назначенный судну надводный борт фиксируется путем нанесения на каж­дом борту судна отметки палубной линии, знака грузовой марки и марок углубления, отмечающих наибольшие осадки, до которых судно может быть максимально нагружено при различных условиях плавания (рис. 1). Грузовая марка, соответ­ствующая сезону, не должна быть погружена в воду на протяжении всего периода от момента выхода из порта до прихода в следующий порт.

Судам, на борта которых нанесены грузовые марки, выдается Международ­ное свидетельство о грузовой марке на срок не более чем на 5 лет.

Применяются следующие грузовые марки:

  • летняя грузовая марка — Л (S);
  • зимняя грузовая марка — З (W);
  • зимняя грузовая марка для Северной Атлантики — ЗСА (WNA);
  • тропическая грузовая марка — T (T);
  • грузовая марка для пресной воды — П (F);
  • тропическая марка для пресной воды — ТП (TF).

Обозначение организации, назначившей грузовую марку, наносится над го­ризонтальной линией, проходящей через центр кольца знака (диск Плимсоля). Обо­значение Регистра судоходства Российской федерации — РС.

Рис.1 Грузовая марка

Различают грузовые марки для лесовозов, пассажирских и парусных судов. Марки углубления предназначены для определения осадки судна, наносятся на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня, ахтерштевня и на мидель-шпангоуте (рис. 2).

Марки углубления отмечаются арабскими цифрами высотой 10 см (расстоя­ние между основаниями цифр 20 см) и определяют расстояние от действующей ва­терлинии до нижней кромки горизонтального киля.

До 1969 года марки углубления на левом борту наносили римскими цифра­ми, высота которых равнялась 6 дюймам. Расстояние между основаниями цифр равно 1 футу (1 фут = 12 дюймам = 30, 48 см; 1 дюйм = 2,54 см ).

Грузовая шкала (рис. 3) представляет собой таблицу для определения водоизмещения (дедвейта) по вычисленной или снятой средней осадке судна. Обычно она рассчитывается для двух плотностей воды: морской — 1,025 т/м 3 , прес­ной — 1,000 т/м 3 .

Для пользования грузовой шкалой необходимо провести через известную величину (например, осадку) горизонтальную линию и снять интересующие вели­чины (например, водоизмещение).

Рис. 2 Марки углубления Рис.3 Грузовая шкала

Правила технической эксплуатации грузового устройства

Старший помощник, старший механик, боцман, 4-й механик и электромеханик ответственны за техническое состояние и обслуживание грузового устройства.

  1. Каждое судно должно иметь Регистровую книгу судовых грузоподъёмных устройств и соответствующие свидетельства, сертификаты, инструкции.
  2. После ремонта или замены какой-либо из несъёмных ответственных конструкций грузоподъёмного устройства, деталей грузоподъём­ного механизма, топенантной лебёдки работа грузоподъёмным устройством запрещается до проведения его испытаний в присутствии инспектора Регистра.
  3. Блоки, скобы, гаки, вертлюги, цепные противо­весы, тройники должны иметь клейма и сертификаты.
  4. Пользоваться даже слегка разогнутым грузовым гаком запрещается. Скобы грузовых гаков должны надёжно стопориться. Блоки надлежит осматривать, разбирать, очищать от грязи, ржавчины и смазывать густой смазкой. Шкивы всех блоков, вертлюги грузовых гаков должны быть хорошо смазаны, расхожены и свободно вращаться.
  5. Каждое судно с вертикальным способом грузообработки, имеющее грузовое устройство, должно быть снабжено и всегда иметь в необходимом количестве (в соответствии с табелем снабжения) исправные стропы и другой грузовой инвентарь, удовлетворяющий требованиям Правил техники безопасности.
  6. Грузовые скобы, применяемые взамен грузовых гаков, должны быть со штырём, удерживаемым на месте чекой или шпилькой.
  7. Деревянные блоки с трещинами на щеках (чтобы щеки были доступны для осмотра, их следует циклевать), оковке или шкиве, а также с разогнутым гаком, растянувшейся скобой, со стёршимся нагелем или повреждённой втулкой следует немедленно заменять.
  8. Все съёмные детали и тросы грузоподъёмных устройств, не относящиеся к грузозахватным приспособлениям, должны проверяться не реже одного раза в 3 месяца. При обнаружении в тросе лопнувших проволок он должен осматриваться ежемесячно. Результаты проверки и принятые меры для устранения недостатков следует занести в судовой журнал.
  9. Все тросы бегучего такелажа грузового устройства не должны иметь сплесней, заломов и надрыва стрендей.
  10. Изменение горизонтального положения грузовой стрелы при максимальном вылете с помощью оттяжек допускается, когда судно имеет крен не более 5° и дифферент не более 2°.
  11. Все грузозахватные приспособления перед каждым использованием должны подвергаться проверке. Дефекты и меры их устранения заносятся в судовой журнал. Грузоподъёмное устройство вводится в эксплуатацию только после устранения обнаруженных дефектов.
  12. Работу спаренными стрелами («на телефон») и тяжеловесными стрелами надлежит производить в соответствии и Инструкцией, составленной для каждого судна и согласованной с Регистром. Одновременная работа тяжёлой и лёгкой стрелой одной мачты не допускается, если это не предусмотрено упомянутой Инструкцией.
  13. Каждая съёмная деталь (блок, вертлюг и т. д.), отремонтированная или установленная взамен дефектной, должна иметь клеймо Регистра о произведённом испытании пробной нагрузкой в цехе, без чего использование её в грузовом устройстве запрещается.
  14. Грузовое устройство судна должно быть освидетельствовано инспектором Регистра и испытано в его присутствии. Акты испытаний должны быть вшиты в Регистровую книгу судовых грузоподъёмных устройств.
  15. Если для какого-либо варианта загрузки требуется жидкий балласт, никакие манипуляции с ним во время погрузки и выгрузки не допускаются. Однако, если в информации об остойчивости, непотопляемости и прочности имеются иные указания о порядке балластировки судна жидким балластом, необходимо руководствоваться этими указаниями.
  16. Во время погрузки, перехода и выгрузки топливо и воду следует расходовать равномерно с обоих бортов.
  17. При перевозке грузов на палубе надлежит выполнять следующие основные требования:
    1. палубный груз должен быть уложен так, чтобы оставались безопасные для людей проходы шириной не менее 0,7 м к трапам, мерительным и воздушным трубам, противопожарным постам, рожкам и огнетушителям;
    2. все проходы должны быть сквозными (без тупиков).
  18. Если на палубе перевозится лесной груз, указанные требования должны вы­полняться в максимально возможной степени.
  19. Крепление палубного груза должно производиться надёжно, но с расчётом, чтобы в критическом положении судна можно было быстро отдать найтовы или в крайнем случае перерубить их.
  20. На переходе морем детали грузового устройства нужно надежно крепить по-походному:
    1. ноки стрел хорошо закрепляются в гнёздах;
    2. гаки грузовых шкентелей закладываются за палубные рымы (носками вверх с закаболиванием), а грузовые шкентели туго обтягиваются на бара­банах лебёдок;
    3. нижние блоки оттяжек выкладываются из рымов и закладываются у шпора своей стрелы, лопари талей обтягиваются, укладываются в бухту и подвешиваются у мачты;
    4. грузовой шкентель и лопари талей оттяжек прихватываются к стреле в нескольких местах линями.

Техника безопасности при работе с грузовым устройством

Грузовые операции относятся к кате­гории работ повышенной опасности. Прави­ла техники безопасности на судах морского флота определяют требования к грузовому устройству судна и регламентируют безопасные приемы работы с люковыми закры­тиями при подготовке и эксплуатации грузо­вого устройства, выполнении грузовых опе­раций.


Грузовой отсек

Места прохождения тяговых тросов необходимо оградить и сделать надпись «Проход закрыт». Запрещается ходить по люковым секциям во время их открытия, закрытия, а также при частичном открытии.

Установленные в вертикальное положение секции должны быть надежно за­стопорены. Запрещается оставлять их незастопоренными даже на короткое время. Любые работы в пространстве между открытыми люковыми секциями могут вы­полняться только с разрешения вахтенного помощника капитана или руководителя работ. На все время работ между секциями на палубе должен находиться матрос, который обязан следить за тем, чтобы никто не снял стопоров с люковых секций, не подсоединил тяговые тросы к секциям, не включил систему управления люко­вых закрытий с гидравлическим приводом.

На не полностью закрытых люковых секциях запрещается проводить какие-либо работы до тех пор, пока не будет установлено временное леерное ограждение, исключающее возможность падения людей в трюм. Леерами с вывешенными за­прещающими знаками должна быть ограждена палуба в местах проведения пере­грузочных работ с того борта, в сторону которого перемещается груз.

Нельзя спускаться в неосвещенные и непровентилированные трюмы. Пере­носить осветительные люстры, подвешенные на штертах, можно только при снятом напряжении и после того, как все люди выйдут из трюма.

Лица, участвующие в грузовых операциях, до начала работы проходят ин­структаж по технике безопасности. К работе на грузоподъемных механизмах в ка­честве крановщика и лебедчика, а также в качестве стропальщика допускаются квалифицированные матросы и другие члены экипажа, прошедшие специальное обучение и имеющие специальные свидетельства.

К работе на тяжеловесных устройствах допускаются только специально под­готовленные члены экипажа не моложе 18 лет, фамилии которых объявлены прика­зом по судну после сдачи ими экзамена. Сигнальщиками могут назначаться только квалифицированные матросы.

Лебедчик или крановщик выполняет все сигналы, поданные только сигнальщиком, кроме сигнала аварийной остановки, который должен быть выполнен независимо от того, кем и каким способом он подан. Всякий непонятый сигнал следует воспринимать как сигнал остановки. Сигнал о подъеме груза может быть подан толь­ко после того, как стропальщик подтвердит, что груз застроплен надлежащим образом, и сиг­нальщик убедится, что перемещение не подвер­гает опасности людей, работающих в трюме или на палубе.

Сигнальщик

Запрещается проходить под поднятым грузом, находиться на линии переме­щения груза, под стрелой, в просвете люка, а также спускаться в трюм или подни­маться из него при подъеме и опускании груза.

При работе на лебедках и кранах запрещается:

  • допускать неравномерное натяжение всех ветвей при подъеме груза с ис­пользованием многоветвевых стропов;
  • поправлять стропы, когда груз находится на весу;
  • расстропливать груз прежде, чем он твердо не встал на прокладки;
  • раскачивать груз для укладки его вне радиуса действия стрел или крана;
  • поднимать груз с находящимися на нем людьми или незакрепленными пред­метами, а также груз, находящийся в неустойчивом положении или зало­женный другими грузами;
  • оттягивать, разворачивать и останавливать раскачивающийся груз во время подъема, перемещения или опускания без применения специальных оттяжек.

Кроме того, при работе на лебедках и кра­нах запрещено:

  • подавать груз в трюм без предупредительно­го сигнала, если в трюме находятся люди;
  • подавать в трюм груз до того, как с просвета люка будет убран ранее поданный груз и лю­ди отойдут в безопасное место;
  • проносить груз на высоте менее 0,5 м от кон­струкций судна или предметов, находящихся на пути перемещения груза;
  • оставлять по окончании работ или во время перерыва груз в подвешенном со­стоянии;
  • оставлять без присмотра механизмы, находящиеся под током;
  • поправлять шкентель рукой, одному сматывать или наматывать его на барабан лебедки во время ее работы.

Работа грузоподъемного устройства должна быть прекращена в случаях нарушения правильной работы тормозов, появления в механизме ненормальных шумов, повреждения троса, неисправности выключателей и систематического сра­батывания систем электрической защиты.

При перегрузочных работах с опасными и легковоспламеняющимися груза­ми, кроме перечисленного выше, следует руководствоваться также установленны­ми для них правилами перевозки.

Предлагается к прочтению:

ГРУЗОВАЯ МАРКА (Load line, plimsoll mark) - на морских транспортных судах показывает ту предельную осадку, на которую данное судно может грузиться в зависимости от времени года и района плавания. Г. М. представляет собой так называемый диск Плимсолля . Над самой маркой ставится черта, соответствующая расчетной палубе. По концам горизонтальной линии, пересекающей диск Плимсоля международной грузовой марки, наносятся буквы, обозначающие классификационное общество, проводившее расчет грузовой марки. Вот наиболее распространенные обозначения:

Р – С (Регистр СССР);

А – В (Американское бюро судоходства);

L – R (РегистрЛлойда, Великобритания);

R – I (Итальянский морской регистр);

В – V (Бюро Веритас, Франция)

N – V (Норвежское Бюро Веритас).

От центра диска наносится вертикальная черта с шестью отходящими от нее по направлению к носу судна горизонтальными. На гребенке грузовой марки, по правилам Регистра и полностью согласованных с постановлениями Международной конвенции о грузовой марке, наносят следующее:

1. Линия с маркой "Л" (S) определяет собой предельную летнюю осадку судна в соленой воде. Эта линия наносится на том же уровне, что и линия, проходящая через центр диска Плимсолля.

2. Линия с маркой "Т" (Т) обозначает максимальную осадку для судов, плавающих в тропиках.

3. Линия с маркой "П" (F) определяет собой предельную осадку, до которой может грузиться судно в пресной воде в летнее время.

4. Линия с маркой "ТП" (TF) показывает максимальную осадку, до которой может грузиться судно в пресной воде в тропиках.

5. Линия с маркой "З" (W) обозначает предельную зимнюю осадку судна.

6. Линия с маркой "ЗСА" (WNA) определяет собой максимальную осадку для плавания зимой в северной части Атлантического океана (севернее широты 36°).

Периоды, в течение которых все эти марки имеют силу в различных частях света, подробно указаны в правилах нанесения грузовой марки, издаваемых Регистром.

Каждое морское судно должно быть снабжено свидетельством о грузовой марке, которое выдается у нас Регистром на основании произведенных расчетов по определению высоты надводного борта.

ШКАЛА ГРУЗОВАЯ (Deadweight scale) - шкала с рядом вертикальных колонок, в которых графически, в определенном масштабе, помещены следующие данные: число тонн на 1 см или дм. осадки, водоизмещение, осадки в м или фут., грузоподъемность и высота надводного борта. Посредством такой шкалы легко решаются следующие вопросы: а) определение весового количества груза, находящегося на судне, по его осадке; б) определение осадки судна, которая у него будет после погрузки известного количества транспортного и хозяйственного груза; в) определение изменения осадки от приемки и сдачи некоторой части груза и г) определение надводного борта судна при той или иной осадке.

Конве́нция о грузовой́ ма́рке (англ. International Convention on Load Lines)- кратко именуемая КГМ, подписанная 5 апреля 1966 г. в Лондоне по инициативе Международной морской организации (ИМО). В 1988 г. специальным Протоколом в нее были внесены изменения, позднее, в 2003 г. дополненные Комитетом по безопасности на море ИМО. Измененная Конвенция о грузовой марке (КГМ-66/88) вступила в силу 1 января 2005 г.

Конвенция запрещает выход в море судна в международный рейс, если оно не было соответствующим образом освидетельствовано, ему не была нанесена грузовая марка и не выдано Международное свидетельство о грузовой марке или, когда необходимо, Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки.

В Приложениях к Конвенции устанавливаются правила определения грузовых марок, условия назначения и величины надводного борта, модификации конвенционных требований по зонам, районам и сезонным периодам, а также приводятся формы Международного свидетельства о грузовой марке.

В 1988 году был принят Протокол к Конвенции о грузовой марке, вступивший в силу в 2000 году. Этим Протоколом требования Конвенции 1966 года относительно освидетельствования и выдачи Международных свидетельств были приведены в соответствие с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС).

Грузовые характеристики судна.

К грузовым характеристикам судна относятся следующие данные о нем: удельная грузовместимость, коэффициент конструктивной неравномерности трюмов, количество и размер люков, коэффициент лючности, количество палуб и их площадь, допустимые нагрузки на палубы, количество и грузоподъемность судовых грузоподъемных средств, технические средства вентиляции и регулирования микроклимата в грузовых помещениях.

Поскольку удельная грузовместимость судна связана с его чистой грузоподъемностью, она может считаться величиной постоянной лишь при данной чистой грузоподъемности судна.

Однако для практических целей чистую грузоподъемность можно рассчитать при условии наличия 50% запасов на судне: ∆ = ∆w -0,5Σ . Таким образом, условная чистая грузоподъемность будет величиной постоянной, что позволяет с достаточной точностью использовать удельную грузовместимость.

Сопоставление удельной грузовместимости с удельно-погрузочным объемом грузов позволяет судить о возможности использования грузоподъемности и грузовместимости судна при загрузке его тем или иным грузом.

Для нефтеналивных танкеров важнее другая качественная характеристика судна - удельная грузоподъемность танкера.

Удельная грузоподъемность танкера - показывает, какое количество тонн (кг) приходится на один кубометр вместимости. В принципе, удельная грузовместимость предусматривается при проектировании судна и, в зависимости от назначения судна (для какого груза), распределяется следующим образом:

Рудовозы 0,8-1,0 м /т, балкеры 1,2-1,3 м3/т, контейнеровозы 1,2-4,0 м3/т, танкеры 1,3-1,4 м3/т, универсальные суда 1,5-1,7 м3/т, лесовозы 2,0-2,2 м3/т, ролкеры 2,5-4,0 м3/т.

Международная конвенция по обмеру судов 1969 года. Цель Конвенции:

Результаты обмера выражать в кубических метрах;

Свести до минимума преимущества шельтердечных и тому подобных судов. В Конвенции введены следующие новые термины и их обозначения:

Валовая вместимость (gross tonnage) - GT в кубических метрах (вместо BRT в регистровых тоннах);

Чистая вместимость (Netto gross tonnage) - NT в кубических метрах (вместо NRT в регистровых тоннах).

По новым правилам Конвенции 1969 г., так же как и по действующим правилам обмера, валовая вместимость GT характеризует размеры судна и общий объем его помещений, а чистая вместимость NT - объем помещений, предназначенных для получения коммерческих доходов. Однако, поскольку Конвенция 1969 г. затрагивает и ущемляет коммерческие интересы многих стран, вступление ее в силу затягивается.

Регистровая вместимость, условный показатель объема помещений судна, защищенных от морской стихии. Единицей измерения является, как указывалось выше, регистровая тонна, равная 100 куб. футам (2,83 м3), т. е. регистровая тонна - это объемная величина. Регистровый тоннаж служит для сравнения величин судов и определения величины различных портовых сборов, а также для статического учета тоннажа.

Регистровый тоннаж подразделяется:

Брутто-регистровый тоннаж - это объем всех помещений судна под палубой и в надстройках за вычетом объема: балластных танков, рулевой рубки, помещений на палубе для вспомогательных механизмов, камбуза, световых люков и др.

Нетто-регистровый тоннаж - это объем помещений, служащий для перевозки грузов и пассажиров, т. е. используемый в коммерческих целях, и применяется в основном для исчисления портовых сборов и налогов. Он получается в результате исключения из брутто-регистрового тоннажа объема помещений жилых и служебных

помещений, румпельной и цепного ящика, штурманской рубки, водяного балласта вне междудонного пространства, помещений для котлов и вспомогательных механизмов вне машинного отделения.

На основании обмера Регистром судну выдается документ, именуемый мерительным свидетельством.

Количество и грузоподъемность судовых грузовых средств. Грузоподъемность судовых стрел и кранов, обычно составляет 3–10 т. Грузоподъемность грузовых стрел и кранов имеет большое значение, так как определяет вес подъемов, что, в свою очередь, оказывает влияние на интенсивность грузовых работ. Современные многоцелевые суда оснащаются кранами грузоподъемностью до 35–40 т, что позволяет са­мостоятельно осуществлять перегрузку контейнеров. Помимо обычных стрел, суда вооружаются тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 60–120 т для погрузки тяжеловесных грузов в портах и в рейдовых пунктах.

В комплекс грузового снаряжения судов типа Ro-Ro должны входить: 2 автопогрузчика г/п 40 т и 2 тягача для буксировки накатных грузов.

Рудовозы, балкеры и контейнеровозы (за исключением фидерных) не имеют судовых перегрузочных средств, так как обрабатываются, в основном, на специализированных перегрузочных комплексах (терминалах).

Наливные суда имеют, как минимум, два грузовых насоса, производительностью не менее 10% от дедвейта в час. Грузовые насосы предназначены только для слива груза из грузовых танков. Погрузка танкеров осуществляется береговыми насосами.

Неравномерность трюмов - вместимость отдельных трюмов морских судов неодинакова, что приводит к неравномерному распределению груза по трюмам, при одновременной их обработке наибольший трюм лимитирует время окончания грузовых операций, снижая уровень интенсивности грузообработки судна в целом.

Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов

Значение коэффициента колеблется для большинства судов в пределах 0,6–0,9, чем меньше коэффициент, тем ниже норма грузовых работ, следовательно, увеличивается стоянка судна под грузовыми операциями.

Количество и размер люков являются важнейшим фактором, определяющим продолжительность грузовых операций. От количества люков зависит, на какое количество рабочих ходов можно вести погрузку-разгрузку судна, что имеет решающее влияние на скорость его обработки. Размеры люков определяют степень удобства, а следовательно быстроту погрузки-выгрузки, при широком раскрытии палубы судна они значительно снижают горизонтальное перемещение груза в трюмах наиболее трудоемкий процесс, лимитирующий погрузочный процесс.

Степень удобства и приспособленности судна к выполнению грузовых операций характеризует коэффициент лючности, который представляет собой отношение суммарного объема грузовых помещений, находящегося под просветом люков, к общей грузовместимости судна.

Количество палуб и их площадь. Допустимые нагрузки на палубу.-Глубина трюма имеет важное значение на однопалубных судах, так как позволяет перевозить тарно-штучные грузы в несколько ярусов и в тоже время лимитирует перевозку грузов, состоящих из высоких грузовых мест. Однако большая часть генеральных грузов имеет ограничения по высоте укладки (количеству ярусов) с целью предохранения нижних ярусов от раздавливания. Поэтому на универсальных судах устанавливают промежуточную палубу - твиндечную палубу, с помощью которой предохраняется груз от раздавливания и снижается давление гру­за на палубу трюма. Помимо этого, твиндечная палуба увеличивает общую площадь грузовых палуб, что позволяет разместить на судне большее количество объемных грузовых мест (крупногабаритных), которые перевозятся в один, максимум в два яруса. Для судов типа Ro-Ro площадь палуб является важнейшей грузовой характеристикой. С целью увеличения площади палуб они, в дополнение к стационарным палубам, оборудуются съемными или подвесными промежуточными палубами.

Допустимые нагрузки на палубу - количество тонн на один кв. метр (т/м2), в основном, должен соответствовать высоте грузового помещения:

σдоп g 0,9H (т/м2),

где Н - высота трюма.

На судах типа Ro-Ro каждая палуба должна выдерживать, как минимум, двойную нагрузку ДФЭ, массой 25 т. У рудовозов допустимая нагрузка составляет 18–22 т/м2. Универсальные суда: палуба трюма, в зависимости от высоты трюма, составляет 6–12 т/м, твиндек 3,5–4,5 т/м, верхняя палуба 2–2,5 т/м2, крышки грузовых люков 1,5–2,0 т/м2. Лесовозы: верхняя палуба и крышки грузовых люков 4,0–4,5 т/м2. Контейнеровозы: палуба трюмов как минимум ДФЭ массой 25 тонн в 6 ярусов.

Технические средства вентиляции и регулирования микроклимата грузовых помещений

По степени оборудования техническими средствами вентиляции суда делятся на три группы:

Имеющие естественно-принудительную вентиляцию;

Оборудованные механической системой вентиляции;

Оборудованные системой кондиционирования воздуха в грузовых помещениях.

На судах, оборудованных естественно-принудительной вентиляцией, воздух в трюмы и твиндеки подается через систему дефлекторов и воздуховодов.

Производительность естественно-принудительной вентиляции зачастую может быть недостаточна для обеспечения сохранной перевозки грузов в сложных гидрометеорологических условиях, особенно на дальних расстояниях. Для повышения воздухообмена грузовых помещений и подачи в них наружного воздуха на судах применяют систему механической вентиляции.

Суда с механической вентиляцией оборудуют системой воздухораспределения и электровентиляторами.

Подача воздуха в трюм судна обеспечивается вентиляторами, производительность которых зависит от заданной кратности обмена воздуха. Для обычных универсальных судов достаточно 5–7-кратного обмена воздуха в час, а на судах, которые перевозят фрукты, овощи и другие специфические грузы, необходимо обеспечить 15–20-кратный обмен воздуха в час.

Порядок определения загрузки судна в разных зонах и сезонных районах.

Важное значение при составлении грузового плана имеет знание условий плавания в предстоящем рейсе и характеристики грузов. К числу их относятся данные о зонах и сезонных районах для определения грузовой марки в период рейса по карте зон и сезонных районов грузовых марок, действующих на трассе в период рейса. Если плавание будет происходить в пределах одной зоны, за расчетное принимают водоизмещение, соответствующее установленной для этой зоны грузовой марке.

Если во время рейса судно пересекает несколько зон, расчетное водоизмещение определяется по ограничивающей грузовой марке на трассе с учетом рейсовых запасов, которые будут израсходованы до подхода к району действия новой грузовой марки.

9. Структура производственного процесса на морском транспорте. Техническое нормирование работы морских транспортных судов. Система показателей производственной деятельности флота. Провозная способность судна и флота. Эксплуатационные показатели деятельности морских судов. Порядок расчета основных эксплуатационных и экономических показателей работы морских транспортных судов.

Структура производственного процесса, рабочие процессы, операции и приемы

Виды перевозок.

Организация морских перевозок в каждом бассейне зависит от объективно сложившихся транспортно-экономических связей, которые определяют особенности, регулярность и скорость доставки грузов.

В зависимости от того, какой вид транспортно-экономических связей обеспечивает морские перевозки, их подразделяют на внутренние - каботажные и внешние -заграничные. Каботажные перевозки делят на местные, внутрирайонные, а внешние - на экспортные и импортные. По объектам перемещения морские перевозки могут быть грузовыми, пассажирские и грузопассажирские. По способу осуществления морские перевозки грузов подразделяют на перевозки на судах и перевозки тягой (буксировкой).

По технологии транспортировки различают перевозки грузов: наливом (нефть и нефтепродукты, растительные масла и т.п.), навалом (руда, уголь), насыпью (зерно), с укладкой грузов в грузовых помещениях и на палубе (тарно-упакованные и тарноштучные грузы), в контейнерах и пакетах, паромные, автомобильные и трейлерные.

По форме организации движения судов морские перевозки грузов подразделяются на регулярные (линейные и последовательными рейсами) и нерегулярные (рейсовые).

В зависимости от района плавания судов морские перевозки могут быть прибрежные (местные) морские, океанские и арктические.

По признаку взаимодействия морского флота с другими видами транспорта перевозки грузов морем различают в прямом морском сообщении и в смешанном. В прямом сообщении перевозку грузов между отправителем и получателем осуществляют морские суда. В смешанном сообщении перевозки осуществляют, когда в них участвуют не только морские суда, но и подвижной состав других видов транспорта. Перевозками в прямом водном сообщении называют такие, которые выполняются морскими и речными судами.

В железнодорожном морском сообщении выделяют перевозки грузов по единому транспортному документу: грузы в портах передаются с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца. Все это позволяет ускорить перемещение грузов, сокращать транспортные расходы, организовать работу различных видов транспорта как единого технологического процесса.

Производственный процесс на морском транспорте. Он представляет собой транспортирование грузов и пассажиров морем на специальных транспортных средствах - морских транспортных судах - и включает три фазы: начальную - все операции с момента покупки пассажиром билета или предъявления грузов отправителем до момента отхода судна из порта;

основную - перемещение судном грузов и пассажиров; конечную - все операции с момента прибытия судна в порт назначения до передачи грузов получателям и высадки пассажиров.

Все фазы производственного процесса, как и входящие в них операции, взаимосвязаны. В транспортном производственном процессе они последовательно сменяют друг друга. В их взаимосвязи выражается единство транспортного производственного процесса, осуществляемого флотом и морскими портами - основными производственными подразделениями морского транспорта. Каждая фаза - это совокупность операций, представляющая собой определенную законченную часть общего процесса

транспортирования грузов средствами морского транспорта. Производственный процесс на морском транспорте состоит из последовательных рейсов судов. Под рейсом понимается законченный производственный цикл перемещения грузов или пассажиров морским транспортным судном.

Производственный процесс морского транспорта подразделяется на технологические процессы работы его производственных подразделений.

Кроме флота, в транспортировке грузов или пассажиров непосредственно участвуют морские порты. Другие предприятия морского транспорта - судоремонтные заводы, бункерные базы, вспомогательные суда - обеспечивают работу основных из предприятий свойственен свой технологический процесс работы.

Контроль за посадкой судна во время эксплуатации осуществляется по маркам углублений . В отличие от осадки, которую отсчитывают от теоретической основной плоскости ОП (т. е. от внутренней поверхности наружной обшивки), углубление отсчитывается от нижней кромки горизонтального киля (т. е. учитывает его толщину ).

Марки углубления наносят на обоих бортах арабскими цифрами в районе мидель – шпангоута, на форштевне и ахтерштевне в районе носового и кормового перпендикуляров и они обозначают углубление в дециметрах.

Схема расположения марок углубления на корпусе судна показана на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Определение осадок по маркам углубления

    1. Расчет осадки судна по маркам углубления

Осадкой судна T(d) является расстояние, измеренное от ОП, т.е. верхней кромки горизонтального киля до ватерлинии на мидель – шпангоуте судна Т м , а также на носовом Т н и кормовом Т к перпендикулярах.

Углублением судна Т у является расстояние, измеренное от нижней кромки горизонтального киля до ватерлинии, измеренное по маркам углубления, нанесенных на бортах судна в районе миделя и носового и кормового перпендикуляров.

Очевидно, что осадка судна Т отличается от углубления судна Т у на величину поправки и рассчитывается по формулам:

Т н = Т ну δ г.к. + l н tgψ ;

Т к = Т ку δ г.к. + l к tgψ ; (3.3)

Т м = Т му δ г.к. + l м tgψ ,

где δ г.к. – толщина горизонтального киля, м;

l н , l к , l м – расстояния от марок углубления до миделя и носового и кормового перпендикуляров, м;

ψ – угол дифферента, град., определяемый по формуле:

(3.4)

Значения l н , l к , l м – положительны, если расположены в нос от перпендикуляров и миделя и отрицательны – если в корму. Эти величины в судовой документации приводятся в табличной форме (табл. 3.1). Схема определения осадок по маркам углубления приведена на рис. 3.4.

Таблица 3.1. Отстояние марок углублений от перпендикуляров и миделя

l н , м

l к , м

l м , м

Марки углубления навариваются в виде полос и арабских чисел в дециметрах, а

затем наносятся черной или белой краской в зависимости от цвета борта. Высота цифр и расстояние между ними равны 10 см.

    1. Расчет водоизмещения судна

Расчет водоизмещения и его геометрических характеристик подводной части корпуса производится по теоретическому чертежу судна при его проектировании, а для практических расчетов в период эксплуатации судна – по судовой технической документации, состоящей из гидростатических кривых, масштаба Бонжана, строевых, грузовой шкалы, таблиц и др .

Эти документы позволяют находить численные значения величин при любой

Марки углубления (марки осадки) – вертикальные шкалы, наносимые на наружной обшивке обоих бортов судна в районе форштевня и ахтерштевня, а также на мительшпандоуте (самая широкая часть судна).

Марка углубления обозначает углубление судна, то есть расстояние от действующей ватерлинии до нижней кромки горизонтального киля. Марки углубления делаются в метрической системе и отмечаются на борту судна арабскими цифрами высотой 10 см.


34. Понятие крен, деферент. Как определить крен и деферент судна. На что влияют эти показатели.

Крен – положение судна, при котором плоскость его симметрии отклонена от вертикали к земной поверхности.

Деферент – угол отклонения корпуса судна от горизонтально положения в продольном направлении (разница осадок кормы и носа судна).

Если осадка кормой больше осадки носом, то судно имеет деферент на корму, при осадки судна кормой меньше осадки носом деферент на нос.

Деферент считается положительным в случае деферента на корму, отрицательный – когда деферент на нос. В случае, когда деферент равен нулю, судно находится на ровном киле.


Корпус судна. Особенности конструкции нефтеналивных судов внутреннего плавания.

Устройство судна

Суда разделяются на суда внутреннего плаванья и морские суда.

Устройство судов внутреннего плаванья принципиально не отличается от устройства судов морского флота.

Грузовые суда внутреннего плаванья, как правило, меньше подобных судов морского флота. Масштабный фактор, а также условия плаванья вынуждают выбирать нерациональные с точки зрения ходкости соотношения главных размеров судна, что приводит к увеличению сопротивления воды при движении судна.

Вне зависимости от типа и эксплуатационного назначения все суда имеют общие конструктивные элементы :

· корпус;

· надстройки и рубки с оборудованием;

· судовые энергетические установки;

· движители;

· электро- и радиооборудование;

· судовые устройства, судовые системы (балластные системы) и трубопровод

Корпус судна – водонепроницаемая оболочка той или иной формы коробчатой конструкции, состоящей из обшивки и настилов, подкрепленных набором, и разделенную по длине и ширине поперечными и продольными переборками.

Водонепроницаемость корпуса обеспечивается наружной обшивкой и настилом верхней палубы, которые крепятся к балкам, образующим набор судна (скелет судна).


Виды набора корпуса судна. Как определить вид судового набора.



Система набора определяется направлением большинства балок и бывает поперечная, продольная и комбинированная.

Если перекрытия главного направления расположены вдоль судна, то перекрытие набрано по продольной системе набора.

Балками главного направления будут являться днищевые, бортовые и подпалубные ребра жесткости (стрингеры; карленгсы – балки, идущие параллельно килю; киль – балка, которая замыкает на себе всю обшивку, самая длинная).

Применение продольной системы позволяет обеспечить высокую продольную прочность. Данная система набора применятся на длинных судах, испытывающих действие большого изгибающего момента.

Если балки главного направления идут поперек судна, то такое перекрытие набрано по поперечной системе.

При поперечной системе набора балками главного направления в палубных перекрытиях будут бимсы, в бортовых – шпангоуты, в днищевых – флоры.

При комбинированной (клетчатой) системе набора палубные и днищевые перекрытия в средней части корпуса набирают по продольной системе, а бортовые перекрытия в средней части и все перекрытия в оконечностях набирают по поперечной системе.

Такое комбинирование систем набора позволяет более рационально решать задачи по обеспечению общей продольной и местной прочности корпуса, а также обеспечить хорошую устойчивость листов палубы и днища при сжатии.

Комбинированная система набора применяется на крупнотоннажных танкерах.

По длине и ширине корпус судна разделяется вертикальными перегородками, которые называются переборки .

Для уменьшения заливания носовой оконечности и увеличения объема помещений палубу и борта над форпиком приподнимают над уровнем палубы – образуется бак (ахтерпик – ют).

Надстройки служат для размещения жилых, служебных и специальных помещений.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Транспондеры для платной дороги М4 Транспондеры для платной дороги М4 "Дон" Сабвуфер. Что это? Что такое сабвуфер Что такое сабвуфер автомобильный Сабвуфер. Что это? Что такое сабвуфер Что такое сабвуфер автомобильный Лыжероллерная трасса - место отдыха велосипедистов, роллеров и лыжников Новые лыжероллерные трассы Лыжероллерная трасса - место отдыха велосипедистов, роллеров и лыжников Новые лыжероллерные трассы